Взаимоотношения в обществе дроу
Большая часть поверхностного мира почти ничего не знает об обществе темных эльфов, за исключением нескольких общих стереотипов: Власть принадлежит женщинам, жрицам Ллот, Паучьей Королевы, мужчины находятся в полной зависимости, повсюду множество рабов и магии. Для большинства поверхностного мира этой информации вполне достаточно, но в то время, как эти стереотипы являются сущей правдой, они затрагивают лишь поверхность настоящей жизни темных эльфов. Дроу, как люди и другие цивилизованные расы, едят, влюбляются, женятся, растят детей и имеют семьи. По правде говоря, поскольку темные эльфы имеют очень продолжительный срок жизни и общество дроу часто потрясают серьезные изменения, взаимоотношения в обществе дроу обычно гораздо более запутанные нежели в типичной человеческой семье.
Роль полов
Ллот является покровительствующей богиней дроу, и своим существованием (или, чтобы быть точными, своим изгнанием) в Подземье они обязаны именно ей. Из-за подобного факта в происхождении дроу, совсем неудивительно, что большинство городов дроу, и таким образом большинство дроу, почитают именно Паучью Королеву. С ее покровительством насаждается жесткое вероучение о том, что женщины главнее мужчин. В подобных обществах почти вся власть сосредоточена в руках женщин, мужчинам остаются лишь объедки. Традиционно в духовенство принимаются именно женщины, которые служат в качестве жриц Ллот, в то время, как мужчины занимаются либо воинским искусством, либо (что бывает гораздо реже) изучают магию. Жрицы изучают искусство войны и нередко отряды и армии возглавляют непосредственно мерзкие послушницы Паучьей Королевы. Но все же обычно они стараются держаться подальше от гущи сражения и отдают приказы опытным командирам-мужчинам, некоторых из которых они удерживают в узде благодаря магическим или физическим угрозам или даже полным магическим контролем.
Магия это единственный способ для мужчины в обществе Ллот добиться настоящей власти. Даже самый умудренный опытом воин, участник многих сражений может быть убит из-за случайно нанесенного оскорбления паучьей жрице, но маги подобного статуса ценятся гораздо больше просто из-за того, что они встречаются гораздо реже и более полезны. И все же, даже самый искусный мужчина-маг формально обязан подчиняться самой низшей женщине-жрице — что вызывает большое негодование среди мужчин-магов. В этом мире они обречены пресмыкаться из-за своего пола. Здесь мужчина-маг, который может пересекать пространство и время, должен склоняться перед женщиной-жрицей, которой едва хватает сил, чтобы исцелить оцарапанное колено, и ведет, по сути, бесцельное существование.
Сказанное выше в целом верно по отношению к большинству городов темных эльфов, но некоторое количество поселений дроу обладают совершенно иным общественным строем. Например, в городе Сшамат власть принадлежит магам-мужчинам, а женщины-жрицы играют лишь второстепенные роли. (Причина этого кроется в увеличении рождаемости мужчин за последние несколько сотен лет, усилении исследования старых магических источников и временном разрушении жреческой магии). Судя по тому, что Сшамат, несмотря на то, что является занозой в строгом взгляде Ллот на общество дроу, сумел выжить, означает, что вполне могут существовать и другие необычные сообщества дроу, например такие, где правят воины или наследники благородного происхождения, не обращающие внимания на веру.
Тем не менее, жизнь и быт большинства общин дроу подчинены тому божеству, которому они поклоняются. Некоторые из них могут строиться на философии Кьярансали (Kiaransalee), младшей богине бессмертия и мести дроу. Вэйрун, восходящее божество мужчин-дроу, воровства и жизни на поверхности, обладает более сбалансированным взглядом на половую принадлежность, выступает за равенство, но требует свержения существующего матриархата Ллот. В поселениях его последователей на поверхности существует более равноправное распределение власти между мужчинами и женщинами, хотя все же существует некоторый уклон в сторону предпочтения мужчин из-за старой ненависти к женщинам, и к тому же среди последователей Вэйруна женщины встречается гораздо реже. Гаунадара (Ghaunadaur), старое, эксцентричное божество слизи и грязи (slimes and oozes), который вечно недоволен узурпацией Ллот Подземья, не волнует кто является его последователями, мужчины или женщины, до тех пор пока они служат его интересам. В то время как официально не известно ни одного поселения дроу, где поклонялись бы Гаунадару, кое-где встречаются небольшие общины и культы, посвященные этому божеству и их иерархическая структура полностью зиждется на власти и преданности. Наиболее необычной из всех культур дроу является та, в которой верховным божеством является Эйлистраи (Eilistraee), великодушная дочь Ллот (и сестра Вэйруна). Она покровительствует всем добрым дроу и особенно тем, которые живут на поверхности в мире с другими существами. Обычно последователям Эйлистраи приходится скрываться в городах Паучьей Королевы, но те, кому повезло жить в местах, где они могут спокойно исповедовать свою веру, наслаждаются равноправным обществом, подобным тому, в котором живут дроу, поклоняющиеся Вэйруну, за тем исключением, что здесь нет зла и жестокости. Но большая часть дроу все же следует заветам Ллот.
Знать
В большинстве общин дроу присутствует так называемое благородно сословие, знать. В отличие от людских и других сообществ, знать дроу сильно отличается от простолюдинов, по крайней мере, магическими способностями. К примеру, большинство благородных дроу обладают способностью распознавать магию, левитировать или чувствовать природу других существ. Эта разница, вероятно, берет свое начало от самых истоков большинства городов дроу, которые были основаны выдающимися дроу или целыми семьями, позже передавшими свои способности потомкам, которые и становились знатью разрастающегося города. Эти способности передаются по крови, поэтому простолюдины, взятые в благородные семьи, чтобы улучшить родословную или расширить семью, могут стать родителями знатных дроу с определенными способностями, даже если они сами не обладают такими способностями. Те редкие представители благородного рода, у которых родословная столь скудная, что даже не понятно принадлежат они к знати или нет, часто носят магические символы, которые компенсируют этот недостаток. Наиболее часто среди знати встречаются магические предметы, которые расширяют их способности, такие как силу или скорость.
Если только они не хотят остаться не узнанными, большинство благородных дроу одеваются в соответствии со своим статусом, используя лучшие одеяния и снаряжение (среди темных эльфов даже самый простой воин обладает как минимум искусно выкованным оружием), и почти ощутимую ауру превосходства, угрозы и власти. Простолюдины быстро учатся узнавать приближающегося члена знати и уступать ему дорогу, когда тот находится в плохом настроении. В традиционном сообществе дроу, простолюдины ценятся лишь слегка больше рабов; если будет стоять выбор — пожертвовать рабом или дроу-простолюдином, благородный дроу выберет раба, но если для успеха будет необходимо принести в жертву дроу-простолюдина, то простолюдина можно считать трупом.
Те, кто обладает особым даром в воинском искусстве или магии могут обрести статус близкий к знати, и часто таких индивидуумов усыновляет один из благородных домов, чтобы увеличить престиж и влияние своего дома. Одним из таких индивидуумов был Закнафейн, отец Дриззта До'Урдена. Он был рожден простолюдином, но благодаря своим фантастическим навыкам владения оружием был принят Домом До'Урден; ему даже было позволено носить имя До'Урден, и благодаря тому, что он был любовником Матроны До'Урден, его дети стали полноправными благородными членами дома.
В большинстве случаев, большее чего может достигнуть простолюдин, это стать любовником влиятельного члена знати. Такая позиция дает многочисленные привилегии и возможность жить в роскоши без необходимости заниматься ручным трудом. К несчастью подобные связи не длятся подолгу, поскольку знатная дроу может устать от любовника, или другие члены дома могут использовать любовника в качестве пешки в своих смертоносных играх друг против друга. Воспаривший к вершине простолюдин, не обладающий должным опытом в интригах, которым обладает истинная знать, может нанести оскорбление одному из членов дома, которое обычно заканчивается пытками или смертью, или, если благородный дроу проявит снисхождение, изгнанием из дома и возвращением к унизительной жизни простолюдина.
Работа
Как и люди на поверхности, большинство темных эльфов заняты какой-то работой, которая занимает немалую часть их времени, будь то сельское хозяйство, создание предметов, работа в магазине или другие, подобные мирские дела. Однако над всей этой внешней беззаботностью нависают тени жриц Паучьей Королевы, которые обычно должны платить торговцам за их услуги, но обладают полным правом конфисковать любой товар во имя Паучьей Королевы. Много раз ювелир или огранщик камней оказывался у черты бедности лишь из-за того, что его изделия приглянулись жрице, которая не хотела платить. После заклада своего дома и продажи всего имущества, эти несчастные души, чтобы расплатиться с долгами, зачастую вынуждены устраиваться на работу в храмы или дома знати, становясь, по сути, едва не рабами. Подобная жестокая ирония является у паучьих жриц особо тонкой формой юмора.
В отличие от поверхностных общин, в городах дроу никогда не существует таких проблем как безработица или бездомность. Те дроу, которые попадают в подобные ситуации, быстро становятся жертвами и либо попадают в рабство, либо становятся добычей во время охоты скучающей знати, либо приносятся в жертву Ллот. Из-за этого мрачного призрака парящего над всеми бедными дроу, большинство решают вступить в военный отряд города или благородного дома, поскольку всегда существует необходимость в солдатах, неважно насколько плохо они обучены. Что бы то ни было, но жизнь солдата, по крайней мере, всегда даст тебе еду и кров, и, несмотря на возможную смерть в схватке, это гораздо безопаснее, нежели скитаться по улицам, где ходят паучьи жрицы.
Ухаживание
В обществе дроу, поклоняющихся Ллот, царит матриархат и здесь собственность, титулы и привилегии переходят от матери к дочери. Возможность выносить ребенка является признаком силы женского пола и способностью, которой не обладает ни один мужчина. Именно поэтому женщины дроу стараются заиметь столько детей, сколько им позволяет их эльфийский уровень рождаемости. Из-за того, что вся власть принадлежит женщинам, взаимоотношения между мужчиной и женщиной строятся весьма просто — женщина сама решает, кто будет ее любовником и сколь долго продлится эта связь. Общее представление об ухаживании, в том смысле, в котором это принято понимать у людей и других поверхностных рас, дроу почти неизвестно. В обществе, где мужчины ничего не стоят, а жизнь стоит и того меньше, заводить долгосрочные романы совершенно неприемлемо. Более того, мысль о том, чтобы мужчина заигрывал или наоборот не отвечал на знаки внимания женщины, совершенно противоестественна, поскольку это дало бы мужчинам власть и поставило женщин на зависимые роли. Любой мужчина, попробовавший использовать подобную манеру поведения, тотчас подвергался пыткам и приносился в жертву Ллот за свою дерзость. «Ухаживание» является привилегией женщин, которые выбирают себе спутников, словно животных с родословной. Много раз выбор любовника становился началом смертоносного соперничества между различными женщинами, которые дрались за избранный экземпляр. Обычно эти мужчины заканчивают плохо, так как частенько одна из женщин «уступает» лишь для того, чтобы оставить его со спущенной кожей, мертвым в покоях своей соперницы.
Любовь
Среди жестоких, самовлюбленных темных эльфов, почти не существует такого понятия как любовь. Давние любовники живут друг с другом лишь из практических соображений, таких как дополнительная карьера, физическая привлекательность, необходимость произвести на свет как можно больше женщин, политическое влияние, и так далее. Семьи живут вместе лишь потому, что это дает им защиту от внешних врагов (хотя порой и внутрисемейные распри бывают столь же опасны как и внешние угрозы). Родители рассматривают отпрысков как способ обрести большее влияние и с радостью принесут их в жертву (по большей части мужчин), если это станет ключом к большей власти. Дети быстро расстаются со своим наивным простодушием, узнавая ужасающую правду об обществе дроу, а после этого видят в своих родителях лишь строгих палачей, которые тем не менее оградят от посягательств внешнего мира, до тех пор пока дети не станут способны постоять за себя. В редких случаях любовники могут влиять на мнение друг друга. Обычно это происходит, когда мужчина представляет собой великолепный образец самца, отлично справляется со своими обязанностями, и никогда не становился помехой для женщины. В этих случаях отношения бывают примерно такие, какие бывают между равнодушной человеческой женщиной и ее комнатной собачкой; мужчина является любимой зверушкой, которую все равно могут выкинуть на улицу, если она будет вести себя плохо. Еще реже искренние взаимоотношения складываются между родителем и ребенком, что бывает возможно лишь в том случае, если родитель оказался каким-то образом устойчив к морали общества дроу и передал эту особенность своему отпрыску. Такими узами были связаны Закнафейн и его сын Дриззт; отец презирал свою собственную жестокую расу и желал, чтобы его сын прожил совсем иную жизнь. Когда они узнали об их общем секрете, то стали близки, словно многие человеческие семьи. К несчастью для этой знаменитой пары, их отвращение к образу жизни дроу было раскрыто и Закнафейн был принесен в жертву.
Свадьба
В культуре, где правят женщины, а мужчины представляют собой лишь чуть больше простых рабов, мысль о том, что женщина свяжет свою жизнь с единственным мужчиной, абсолютно нелепа. В городах Ллот не существует свадеб. Женщины выбирают себе любого спутника, какого пожелают, а когда устают от него, попросту выбирают нового. Если бы темные эльфы влюблялись гораздо проще, то все могло бы быть и иначе, но подобные мысли изгоняются из разума дроу еще в раннем возрасте благодаря учению Паучьей Королевы.
Воспитание детей
Дроу едва можно назвать любящими родителями. В домах знати юные дроу растут под присмотром наставников и старших братьев или сестер, и он или она обычно видит своих родителей лишь несколько раз в году. Благородные мужчины, в зависимости от их способностей, посылаются в военную или магическую академию города, в то время как женщины вступают в храм и изучают учения Паучьей Королевы, вследствие чего почти не видятся со своей семьей. (Из-за большой продолжительности жизни дроу и количества годов, необходимых для достижения зрелости, эти академии представляют собой закрытые учебные заведения, в которых дети обучаются в течении десяти лет или больше и отпускаются домой лишь раз в году на важные семейные или религиозные встречи). Подобная практика еще больше ослабляет зависимость дроу от собственных родственников, поскольку сильные узы между родителем и ребенком не могут существовать, когда родители почти не участвуют в жизни ребенка.
Среди простолюдинов существует подобная же практика, за тем лишь исключением, что у родителей обычно нет средств, чтобы позволить себе частного наставника и поэтому ответственность за воспитание ребенка падает в основном на плечи обширной семьи. Талантливые простолюдины принимаются в магические или жреческие академии, а оставшиеся изучают ремесло своих родителей или посылаются в военную школу. Как и у знати, родители всегда эмоционально удалены от своих отпрысков, как впрочем, зачастую и физически тоже. Если бы дети росли в более нормальной (по меркам поверхности) обстановке, то был бы шанс на то, что они вырастали бы не подавленными в эмоциональном плане, и в конечном итоге общество дроу могло бы измениться в лучшую сторону.
Семья
Темные эльфы живут по несколько сотен лет, и женщины обладают способностью вынашивать как минимум по одному ребенку каждые сто лет. Именно поэтому семьи дроу гораздо больше нежели у поверхностных эльфов, которые гораздо менее плодоносны (это происходит либо из-за их большей продолжительности жизни по сравнению с дроу, либо они попросту заинтересованы в том, чтобы не было перенаселения их земель). К примеру, у Дриззта До'Урдена было пять братьев и сестер, хотя один из братьев был убит в ту же ночь, когда он был рожден (как это ни странно, другим братом Дриззта). Подобные большие семьи освобождают родителей от необходимости самим выращивать младших детей (эта обязанность падает на плечи старших отпрысков). Соперничество между братьями и сестрами могут носить соревновательный и смертоносный характер (как это уже доказал брат Дриззта), поскольку как женщины преобладают над мужчинами, так и старший отпрыск является главнее тех, кто был рожден позже.
Благодаря своей продолжительной жизни темные эльфы имеют возможность иметь в одно и то же время внутри одной семьи несколько поколений. Несмотря на сокращение численности из-за жестокости, царящей в обществе дроу и различных происков членов семьи друг против друга, большинство семей простолюдинов имеют в живых своих дедушек, бабушек, прадедушек и прабабушек, которые живут рядом с совсем юными членами дома. Темные эльфы остаются работоспособными почти до своих самых последних лет жизни (как только они становятся немощными, их обычно убивают), и эти старики не становятся обузой для семьи — их используют в качестве советников, наставников и хранителей знаний. Очень старые члены семьи пользуются уважением и перед ними испытывают страх, поскольку они смогли выжить в играх Ллот на протяжении многих веков, смогли приспособиться в окружающем их предательстве и хаосе.
Семьи знати слегка отличаются в этом плане. Он получают гораздо больше от устранения своих соперников и старших по родству, но подобных случаев известно немного, поскольку те, кто находится у руля власти, обычно держат своих отпрысков на коротком поводке либо избавляются от них. К примеру, нам ничего не известно от тетках или сестрах матроны Мэлис До'Урден, каждая из которых наверняка должна была быть жрицей с огромной силой. В семье, где было шесть детей, Дриззт не знал никого из членов своей семьи, за исключением отца, и то лишь после того, как он достиг совершеннолетия.
Испытание
На окраинах городов Паучьей Королевы нередко можно встретить заброшенные пещеры и старые логова монстров. Некоторые из них обжили жуткие создания, полу-дроу, полу-пауки. Эти изуродованные существа, известные как драйдеры (так же их название иногда переводят с английского как драуки), являются изгнанниками общества дроу, поскольку они не прошли испытание Паучьей Королевы. Все многообещающие дроу, которые достигают определенного уровня силы, обязательно подвергаются испытанию Ллот. Она испытывает их преданность, их разум, и их силу. Те, кто проходят испытание, продолжают жить в обществе дроу. Те, кто терпят неудачу, подвергаются проклятью и у них, из нижней половины тела, вырастают паучьи ноги, а верхняя часть становится распухшей и абсолютно неузнаваемой. Потеряв свою привлекательность, но все еще ощущая острую необходимость находиться неподалеку от других дроу, эти ненавистные злобные создания мелькают на окраинах цивилизации дроу, охотясь на заблудившихся дроу и других существ, осмелившихся пересечь их путь. Об Испытании Ллот (единственном испытание в обществе дроу), в простом народе говорят только шепотом и обычно его используют жрицы, чтобы припугнуть несговорчивых членов своего дома. Существование драйдеров показывает, сколь злобна, жестока, и вероятно безумна Паучья Королева. Известно, что другие боги время от времени испытывают своих последователей, но Ллот единственная, кто сознательно уродует их, оставляя при этом в живых (большинство злых божеств вполне удовлетворяются тем, что они попросту уничтожают тех, кто не выдержал их испытание).
Пантеон дроу
Ssri-Tel'Quessir of Abeir-Toril, темноэльфийская подраса Дивного Народа (Fair Folk), давным-давно отлученная от Селдарина (Seldarine), традиционного эльфийского пантеона Арвандора (Arvandor). Дроу (drow), а ныне они известны под этим названием, благовеют перед большим количеством темных сил, наиболее выдающиеся из которых представлены в этом тексте. Божества дроу образуют пантеон лишь по названию — их объединяет только поклоняющаяся им раса, давно забытые семейные узы четырех из них, а так же при случае заключаемые союзы ради какой-либо выгоды.
По воле Кореллона Ларефиана (Corellon Larethian) судьба темных эльфов давным-давно была передана в руки его супруги, Араушни Ткущей (Araushnee the Weaver). В то время она была небольшой, но в внутренне амбициозной, эльфийской силой и членом Селдарин. После серии предательств по отношению к дружественным ей богам она была изгнана в Бездну (Abyss) Кореллоном за интриги против него и за тайное объединение со злыми божествами — анти-Селдарин — для нападения на Арвантор, дом Селдарин, с целью свержения Кореллона, Повелителя Арвандора. После изгнания Араушни взяла себе новое имя — Лолт, Демоническая Королева Пауков (Lolth, Demon Queen of Spiders). Она приступила к созданию своего собственного королевства в Бездне и изгнала или же покорила недовольных, таких как Гоунадоор (Ghaunadaur), Кеерансалее (Kiaransalee) и Занассу (Zanassu). Араушни была не единственной эльфийской силой, изгнанной из Арвандора и Селдарина, в ее сети попались и двое ее детей. Когда измена его матери была раскрыта Вайраун (Vhaeraun), сын Араушни и Кореллона, был изгнан на Абейр-Торил (Abeir-Toril) за его участие в интригах Ткущей с целью свержения Кореллона, главы Селдарин. Сестра Вайрауна, Эелистраее Темная Дева (Eilistraee the Dark Maiden) согласилась на изгнание, хотя и была невольной жертвой интриг ее матери. Лолт подчинила себе все остальные силы и не выносила (не допускала) вызовов ее абсолютной власти. Только Кеерансалее и Селветарм (Selvetarm) признали Королеву Пауков как главу пантеона, неизбежное признание великой силы Лолт. Эелистраее, Вайраун и Гоунадоор сохранили независимость от Королевы Пауков, но никто из них не был достаточно силен чтобы открыто бросить ей вызов, а их взаимная вражда исключала любые возможные союзы. Кеерансалее только недавно вырвала свободу из тени Лолт, но она имеет лишь небольшое влияние (и немного последователей) в Королевствах. Селветарм до сих пор опутан паутинами своей бабушки, несмотря на попытки его последователей отойти от культа Королевы Пауков. Вайраун и Эелистраее брат и сестра, дети Араушни (Лолт) и Кореллона Ларефиана. Селветарм был порожден роковыми свиданиями Вайрауна и Зандилар Танцовщицы (Zandilar the Dancer), богини эльфов Йир (Yuir elves — это откуда? — прим. переводчика). Гоунадоор принадлежит изначальному злу, согласившийся примкнуть к другим членам анти-Селдарин в нападении на Арвандор. Кеерансалее же когда-то была смертной темной эльфийкой другого мира, которая получила божественность и была принята дроу до падения Араушни.
Отмечая исключение в виде Элистраи, темные силы пантеона дроу принимают активное участие в жизни своих последователей, требуя абсолютного послушания и исключительного благовеяния в обмен на великую силу. В отличии от Темной Девы, боги пантеона дроу не заботятся о своих последователях, исключая случаи увеличения их собственной силы. Все, за одним исключением, обитают в Бездне или других темных мирах, воплощая изгнание дроу из Земли Света. Эелистраее ищет пути искупления падших темных эльфов и возврата их в великие леса поверхностного мира, которые их предки покинули тысячелетия назад. Однако Темная Дева весьма ограничена в действиях силой Лолт и других богов пантеона, поэтому она поняла, что может помочь лишь отдельным дроу, чтобы найти их собственный путь искупления, но сильное вмешательство в ее дела делает это почти невозможным.
Культура дроу отличается редким сочетанием монотеизма и политеизма, что не характерно для большинства человеческих и демихуманских культур Королевств. Большинство городов дроу, таких как Гуаллидурс (Guallidurth), Мензоберранзан (Menzoberranzan) и Чед Насад (Ched Nasad), управляются от имени Лолт жрицами Королевы Пауков и даже упоминия, как и поклонения, других богов запрещены. Несколько городов дроу, таках как Ллурс Дрейер (Llurth Dreier) и В'елддриннсшар (V'elddrinnsshar), управляются жрецами других сил дроу (Гоунадоора и Кеерансалее соответственно) теми же методами, в них так же запрещено поклонение или упоминание всех остальных богов. Немного городов дроу предоставляют возможность для открытого поклонения двум или более богам — это Эриндлин (Eryndlyn), расположенный под Высокой Пустошью (High Moor), или же Голофаер (Golothaer), откуда вышли основатели Мензоберранзана и Чед Насада — они разорванны конфликтами и обычно уничтожаются гражданской войной изнутри. Тем не менее большинство богов дроу имеют тайных последователей на каждой обжитой этой расой территории, такие поклонения порождают отступников, дополнительное оружие в их бесконечном поиске увеличения собственного положения. Кроме верности Эелистраее, почитание которой как Темной Деве по стилю сходно с почитанием Селдарин эльфами других рас, большинство дроу почитают одно (или в редких случаях два) божество из страха, уважения и желания получить для себя большей силы, вовсе не из чувства истинной набожности.
Более 10 тысяч лет назад, Войны Короны показали глубины, в которые большинство темных эльфов пали служа таким силам как Вайраун, Гоунадоор и Лолт, несмотря на все попытки добросердечной Эелистраее. В результате, что никогда не обсуждалось Дивным Народом, темные эльфы навсегда были изгнаны в глубокие туннели под Фаеруном (Faerun) Селдарином и союзными им эльфийскими нациями и были названны именем дроу (изначально дхаераоу (dhaeraow), эльфийский термин, обозначающий лицо в тени, серце ночи, предателя), в год –10,000 DR.
Поселения дроу
Сшамат ~ город Темных Плетений (Sshamath ~ City of Dark Weavings)
Это, возможно, крупнейший город дроу населенный примерно 45 тыс. жителей, из которых 42 тыс. — дроу, около тысячи — других темных эльфов, остальные — рабы, посланники, торговцы, немертвые и вызванные создания. Это настоящий город-космополит, приветствующий любго, кто прибыл торговать, вне зависимости от расы и убеждений.
Сшамат лежит под Дальними Холмами (Far Hills), к востоку от Скорнубеля (Scornubel). Большей частью он лежит в одной основной пещере, имеющей тысячи сталактитов и сталагмитов, соединяющих пол и свод, и множество других каменных образований, создающих плотную трехмерную каменную сеть. Почти невозможно найти просвет какой угодно длины. Из этих образований скульпторы и волшебники создали спиральные башни и другие жилища. Переходят с одной на другую волшебством или по тонким и изящным мостам. На стенах пещеры есть постоянные заклинания типа Волшебного Огня, обеспечивающие красивейшее освещение.
В отличие от большинства других городов дроу, Сшамат не матриархален, скорее управляется мужчинами-волшебниками. Это обусловлено историческими причинами — город был основан в -4,973 DR последователями Лолт. Около двух тысяч лет спустя эта область потеряла свою магиность (сорри за урода, но попробуйте переведите «faerzess») (излучение Подземья, так важное для магии дроу). В течение примерно 300 лет до этого рождалось необычно высокое число мальчиков, таким образом в горде число магов-мужчин увеличивались, а женщин-жриц уменьшалось.
Служители Гхаунадаура и Ваэрауна, и, позже, Киарансали, являются младшими должностными лицами, основная власть находится в руках высокоранговых магов-мужчин. Сейчас Сшамат — важный торговый город. Он особенно известен оборотом магических артефактов и доминирует над торговлей Подземья в этой области.
Мензоберранзан (Menzoberranzan)
Самый известный (или позорный) город дроу имеет население в 11 тыс. дроу и, конечно, большое число пауков. Здесь насчитывается по меньшей мере 20 тыс. рабов (включая багбиров, гоблинов, огров, огриллонов, орков, минотавров, квагготов, троллей и кобольдов). Город расположен к северу от Эвермура и под рекой Сабрин, недалеко от Митриллового зала.
Город находится примерно в 3 милях под поверхностью в обширной пещере, первоначально бывшей логовищем пауков. Пещера имеет форму наконечника стрелы, шириной 2 мили в самой широкой части. Дварфы называли ее Араурилкаурак (пещера огромного столба (Great Pillar Cavern)), и дроу по-прежнему используют это имя.
Город был основан Мензобаррой, высшей жрицей Лолт, которая вывела группу беженцев от войны с Голотаэром. Основание великого города было отмечено кровью и борьбой. Первыми были сражения с дварфами и бехолдерами. После бои шли между четырьмя домами, преданными Лолт и пятым. Этот дом был вытеснен из города и с тех пор власть Лолт была безраздельной. Постоянный поток беженцев из различных областей, затронутых резней, обеспечивал рост и процветание Мензоберранзана.
Поклонение Лолт — основная религия Мензоберранзана. Паучья Богиня известна как Ллот повсюду в городе. Ваэраун также имел здесь свих последователей. Жрицы Лолт властвуют над этим матриархальным обществом, хотя в теории власть находится в руках правящего совета, состоящего из Матрон-Матерей восьми высочайших благородных домов. Фактически же Матроны-Матери благородных домов — настоящие наместники Паучьей Королевы.
Это прерасный город, полный великолепных скульптур, ярких огней и чужих, но захватывающих дух зданий. Из большинства каменных образований, находящихся на полу пещеры были вырезаны пышные замки. Тысячи сталактитов спускаются с высокого свода. Однако под этой красотой лежит город, который, как многими описывется как хаотический и жестокий, отражающий холодные сердца дроу. Но точно, что этот город может стать смертельной западней для посторонних. Его архитектура подражает паучьим сетям, но помимо этого, и многим смертельным ловушкам паучьего логова.
Главные отрасли торговли города — это деликатесные грибы, свитки заклинаний, ездовые ящерицы, вино и питьевая вода.
Чед Насад (Ched Nasad)
Город Мерцающих сетей, говорят, населен 30 тыс. дроу и 70 тыс. рабов других рас. Однако источник этих данных серьезно переоценил популяцию других, более известных городов дроу, так что истинное население вероятно значительно меньше. Чед Насад был основан домом Насадра раннего Мензоберранзана и другими беженцами от Голотаэра. Этот город также живет согласно пути Ллот и поклялся в союзничестве Мензоберранзану.
Он расположен на севере (по Высоким Перевалом (High Gap) и Горами Серых Вершин (Grey Peak Mountains) в пещере высотой с милю. Пещера перегорожена магически затвердевшими паучьими сетями, искрящимися и мерцающими в волшебном и естественном свете. Город построен на этих платформах и индивидуальные жилища имеют форму огромных коконов.
Это еще один матриархальный город, управляемый советом Матрон-Матерей 12 высших благородных домов, однако дом Насадра господствует здесь. Поклонение Лолт царит здесь и правительство Чед Насана подобно Мензоберранзану.
Баэриндэн (Bhaerynden)
Главным королевством Дроу до спуска был Илитиир (Ilythiir), расположенная на юге, в области, ныне называемой Шааром (Shaar). Большое число дроу темных эльфов ушло в Подземье и они создали первое из новых королевств дроу — Тэлантивар (Telantiwar). Столицей был крупный город Баэриндэн, разрушенный в течение великой войны, а пещера обвалилась, создав Великую Расселину.
Буийрандин (Buiyrandyn)
Ныне исчезнувшее поселение; было расположено к западу от Западного Моста (Westbridge). Килуэ Веладорн вышел отсюда, чтобы следовать за зовом Эилистраи.
Клоиббра (Cloibbra)
Другой город последователей Лолт, Клоиббра, был расположен далеко к югу от Мензоберранзана. Был разрушен алиянсом дварфов приблизительно в -900 Dr.
Чаулссин (Chaulssin)
Он был расположен в 100 милях к западу от цитадели Адбар, но был перемещен на полуплан Тени (demiplane of Shadow), родной для Нурвуреема (Nurvureem).
Даллнотакс (Dallnothax)
Расположенный у Саренестара (Sarenestar) (aka Леса Мира (Forest of Mir)) с наземным поселением, этот город поклоняется Ваэрауну.
Дусклингх (Dusklyngh)
Он расположен к северо-востоку от Анауроча (Anauroch) и населен последователями Лолт. Ууэдурнн Валшарн (Uuedurnn Valsharn) из города дроу Дусклингха, вел первопроходческие отряды к ставшим доступными путям на поверхность (World Above), расположенным в северные Холодные пределы (Cold Reaches) Подземья. Эти пути были долго блокированы льдом, ограничивались областями миграции пурпурных червей и удерживались орками.
Эриндлин (Eryndlyn)
Расположен под Высокими пустошами (High Moor), восточнее Иллефарна (Illefarn). Этот город торгует с Берегом Меча (Sword Coast). Здесь почитаются только Гхаунадуар и Ваэраун, причем между их последователями напряженное соперничество. В городе была и третья фракция, последователи Лолт, но они были буквально вытерты оттуда. Сторонники Гхаунадаура и Ваэрауна все еще сражаются над руинами, где жили последователи Лолт.
Гуаллидурт (Guallidurth)
Он расположен глубоко под Калимшаном (Calimshan), к северо-западу от Калимпорта (Calimport). Это — город-храм, центр поклонения Лолт, управляющийся 21 благородным домом.
Холлдайбим (Holldaybim)
Как и Даллнотакс, Холлдайбим расположен под Саренестаром (лесом Мира), имеет поверхностное поселение и поклоняется Ваэрауну.
Искассхио (ё) л (Iskasshyoll)
Третий город под лесом Мира, также имеет поверхностное поселение и поклоняется Ваэрауну.
Джхачалклин (Jhachalklyn)
Близок к Мензоберранзану. Недавно захвачен отдаленным городом Маэралин (Maeralyn), и почти разрушен, оставив большое количество беженцев, уходящих от него. Дом Фей-Бранче (Fey-Branche) имел родственников и инвестиции в этом городе.
Карсолутийл (Karsoluthiyl)
Расположенный в 200 милях к западу от Ворот Балдура (Baldur's Gate), этот город поклоняется Лолт и управляется домом Танор'Тал (Tanor'Thal).
Ллурт Дрейер (Llurth Dreier)
Безусловно, крупнейший город дроу, населенный примерно 400 тыс. дроу. Здесь правят последователи Гхаунадаура. Город знаменит своими грибными фермами, но об этом известно немногое.
Маэралин (Maeralyn)
Все, что известно об этом городе — что он расположен примерно в 20 милях к западу от Тарсулта (Tharsult) и недавно захватил Джхачалкхин. Возможно, это еще один город последоваиелей Лолт.
Ссчидрилин (Sschindrylyn)
В этом городе, лежащем на берегу озера Талмир (Thalmir), милей ниже Королевского леса Кормира (king's Forest in Cormyr) проживает примерно 15 тыс. населения. Ссчидрилин — крупный торговый центр, но, в лучшем случае, слаб как военный. Дроу, живущие здесь, искушены в искусствах предсказания и магического перемещения. В прошлом они очень любили войну, используя эти навыки в набегах, однако когда они были побеждены Мензоберранзаном, они обуздали эту любовь и сейчас являются торговцами. Город построен на развалинах города куо-тоан (kuo-toan).
Тлезтирр (Tlethtyrr)
Слабоизвестный город, в котором поклоняются и Ваэрауну, и Лолт.
Т'линдет (T'lindeth)
Расположенный ниже гор Ждущих Гноллов (Gnollwatch Mountains), в южном Дамбрате (Dambrath), этот город матриархален и управляется жрицами Лолт. Дроу, потеряв связи с сородичами, наладили обширную торговлю с Дамбратом, и большая часть правящей верхушки Дамбрата — частью дроу. Женщины-жрицы Лолт властвуют над этим городом и другие традиционные боги и богини дроу почти не имеют здесь последователей. После победы над Дамбратом некоторые дроу были заинтригованы злой человеческой богиней Ловиатар (Loviatar). Несколько дроу фактически поклоняются Деве Боли, заставляя пытаемого испуганного раба называть ее истинное имя. Маленький храм Ловиатар, поддерживаемый жрицами-полудроу допущен в предместьях Т'Линдета.
Дроу на поверхности
Поселения дроу
Торговцев-дроу замечали в Уотердипе (Waterdeep), Калимшане (Calimshan), Чессенте (Chessenta) и Мулхоранде (Mulhorand). Среди полуэльфов-отступников Высокого Леса (High Forest) много 'потомков' дроу — наследников эльфийских, дроуских и человеческих союзов далекого прошлого. Их текущий лидер — Тианна Нбесный цветок (Tianna Skyflower). Другие дроу так же скрываются в темных глубинах Высокого леса и Дальних Лесов (Far Forests).
Процветающая популящия дроу живет в лесу Мир и поклоняется Бхаэлрос (Bhaelros) (Талос (Talos)). Также там есть поверхностные анклавы трех городов Ваэрауна, лежащих под этим лесом.
Процветающяя популяция частью-дроу властвует над Дамбратом. Некоторые дроу торгуют с купцами Зэнтила Кипса (Zhentil Keeps) в лесах к северо-западу от Долины Тени (Shadowdale). В Корманторе расположены большие анклавы дроу (до 12 тыс), на 3/4 ваэраунцев 1/4 лолтцев.
Храмы богов дроу
Променад (Promenade), главный храм Эилистраее, расположен в глубинах Подгорья (Undermountain), возле Скуллпорта (Skullport), на месте, где ранее располагался древний храм Гхаунадаура. Младшие храмы Эилистраее могут быть найдены в Туманном Лесу (The Misty Forest), Высоком лесу, Лесу Теней (Forest of Shadows), в области озера Сембер (Lake Sember), Сером Лесу (Grey Forest), Лесу Летира (Forest of Lethyr), Юривуде (Yuirwood) и Чондалвуде (Chondalwood).
Паучье Болото (Spider Swamp) в месте, называемом Потерянный Аджхуутал (Lost Ajhuutal), — один из главных центров почитания Сэвелтарма, хотя его здесь называют Занассу, Паучий Демон (Zanassu, the Spider Demon). Часовня Шелковистого Саргха (Chapel of the Sericeous Sargh), храм Сэвелтарма, была «недавно» установлена в Подгорье. В Волотампе (Volothamp) уехало лишь несколько последователей, поклонявшихся ипостасе Паучьего Демона.
Хранилище "свод" Скрытой Полуночи (The Vault of the Cloaked Midnight), главный храм Ваэрауна, раположен под горой Саренегард (Sarenegard) в Саренестаре.
Город-храм Кириансалее располагается на старом месте В'элддриннсшара (V'elddrinnsshar). Главный храм известен как Акрополис (Acropolis) Танатоса (Thanatos).
Младшие храмы Гхаунадаура могут быть найдены на юге Берега Мечей, в Кара-Туре (Kara-Tur), Тае (Thay); Безантуре (Bezantur), где он почитается как Джуйблекс (Juiblex); Калимпорте, Уотердипе и Западных Вратах (Westgate).