“Фродо – жил! Фродо – жив! Фродо – будет жить!”
Подпись: Ф. Бэггинс.
А если серьезно, то мы хотим продолжения волшебства, хотим уйти от реальности, погрузившись в мир сказок... Так пожелаем же Фродо долгой жизни. Ведь пока он жив, для нас всегда открыта дорога в его чудесный мир
Кажется, стоит только протянуть руку - и вот ты уже путешествуешь вместе с Братством Кольца. Стоит раскрыть книгу — и ее обитатели тут же уводят тебя с собой в приключение. Стоит только почувствовать это — и через мгновение ты сам становишься существом размером в полчеловека. Но порой даже самое маленькое существо может изменить ход будущего...
Античная трагедия Средиземья
«Я и сам “убедился в пригодности” хоббитов – эти существа могли вернуть эпопее твердую почву под ногами, а еще из них можно было сделать героев более доблестных, чем “профессионалы”»
Дж. Р. Р. Толкиен
Многие, читавшие «Властелина Колец» задавались вопросом: почему автор для выполнения такой сложной задачи, как спасение мира, выбрал именно маленьких, миролюбивых и, в сущности, беспомощных хоббитов. Почему главными героями эпопеи стали не доблестные потомки Исилдура или прошедшие множество битв эльфы
В самом деле, от «профессионалов» постоянно ждешь того или иного проявления доблести и храбрости, ведь геройство – их естественное состояние, их действия всегда слаженны, хотя часто весьма предсказуемы. Поговорим о непосредственных участниках событий, описанных во «Властелине Колец». Самыми яркими представителями героев-профессионалов здесь являются Арагорн и Гендальф.
Арагорн стал воином-следопытом задолго до Войны Кольца, сам выбрав путь, полный опасностей и приключений, битв против созданий и приспешников Саурона. Маг Гендальф же был вообще создан и направлен в Средиземье для того, чтобы охранять спокойную и безмятежную жизнь его обитателей от посягательств со сил Зла. Казалось бы, Кольцо должен нести один из них – но нет, Толкиен вводит в эпопею образ героя поневоле, Фродо Бэггинса. Именно он и должен доказать читателю, что настоящая доблесть заключается не в постоянных подвигах, не в массе накаченных мышц и хитроумности заклинаний, а в том, чтобы решиться сделать нечто героическое один раз в жизни, прекрасно понимая, что этот раз, вероятнее всего, будет первым и последним.
Сам по себе Фродо, племянник Бильбо Бэггинса, выращенный и воспитанный дядей, всегда отличался от других хоббитов. В голове у него были лишь волшебные истории об эльфах, драконах и гномах, он много читал и не гонялся за девочками, «отличить брюкву от репы» не мог. Интеллигент, одним словом. Ширянский Адриан Моул. Раскольников без топора. Маленький доктор Живаго. Однако именно Фродо спас Средиземье и навсегда остался в истории этого мира. Храбрость Фродо не совсем обычна – она жертвенна и милосердна.
Вообще, об этом нужно поговорить особо. На мой взгляд есть две большие темы, резко выделяющие роман-эпопею Толкиена из числа прочих сказок-фэнтези, имя которым легион. Более того, идеи возносящие «Властелина Колец» до сияющих вершин античной трагедии! Это – во-первых, борьба с самим Роком, с Судьбой, с собственным естеством. Судите сами: Фродо Бэггинс – маленький хоббит, не то что не военный, а вовсе не приспособленный для большой жизни человечек, у которого не было, нет и быть не может абсолютно никаких шансов в борьбе против сил Зла и Сауронова Ока.
И именно ему на Совете Элронда поручают нести Кольцо. Почему? Зачем светлые силы Средиземья так глупо рискуют, ставя всё на мелкую карту, которая даже не козырная? Неужели даже мудрейший Гендальф не видит полное безумие такого совершено безнадежного плана?
Нет, они просто мудрее. Они смотрят вглубь и дальше, чем кажется на первый взгляд. Толкиен показывает это нам, описывая ссору между представителями свободных народов, произошедшую на Совете Элронда. Словесная перепалка, едва не перешедшая в драку, открытое недоверие и непонимание друг друга – всё это однозначно свидетельствует: ноша в виде Кольца Всевластия не под силу никому из них.
А вот маленькому Фродо даже и в голову не приходят мысли о могуществе Кольца. Ему просто хочется, чтобы все это быстрее кончилось, и вновь установился мир в милом его сердцу Средиземье. Великая и страшная судьба незримыми письменами запечатлена на его челе – никто, кроме него, не сможет этого сделать, никому не под силу уничтожить Кольцо, не поддавшись его злому влиянию, разлагающему тело и душу заживо.
И Фродо идет в беспрецедентный поход, увенчивающий его великой и бессметной славой. Всё против него – долгий путь, битвы и преследования, предательство, гибель самых близких друзей, безжалостные темные силы, желающие во что бы то ни стало найти и отнять Кольцо, один только Горлум чего стоит! Сама природа – и та против нашего героя: горы и утесы, мертвые леса, ледяные воды, выжженные долины Мордора преграждают ему дорогу… Дикие страхи застят свет, смертельная усталость сжимает у сердца грудь, беды, несчастья, обрушивающиеся на Фродо, гнетут и убивают его, но больше всего давит Кольцо – то нашептывая самые соблазнительные вещи, то стремясь силой захватить своего Носителя. Ибо Кольцо – Зло и средоточье вселенского Зла!
Бедный, бедный Фродо… у него нет ни малейших шансов не то что победить, но просто выжить. Но – о чудо! Назло врагу, переворачивая с ног на голову все расчеты и резоны, показывая “длинный нос” самой смерти, вопреки элементарному здравому смыслу, наш хоббит бросает вызов самому Року, самой Судьбе, уподобляясь великим античным героям, и – побеждает! Смерть в страхе бежит от него, враги ловят пустую тень от эльфийского плаща, само Кольцо замолкает, пораженное величием жертвенного героизма малыша-полурослика! Без высокопарной бронзы “исторических” фраз, без капли позерства, без слез и истерик он идет к своей цели, бежит, карабкается, и побеждает ради того, чтобы на земле снова был мир и счастье!
Вопреки всему он победил и вернулся на родину. Однако оказалось, что ему нет места среди соплеменников. Почему? Ведь Фродо – герой, великий спаситель мира, мог бы почивать на лаврах до конца своих дней, обзавестись семьей (какая хоббитанка не захотела бы за него выйти замуж?!), детьми и внуками, жить долго и счастливо и умереть в один день. Как в сказке.
Но Толкиен не был бы поистине велик и мудр, если бы закончил свою великую эпопею так. Нет! Вслед за своим создателем, Фродо понял одну простую и страшную истину: «Будущее делается тобой, но не для тебя». Это вторая составляющая, делающая нетленной саму эпопею «Властелин Колец».
За победу нужно платить. Вот и Фродо изменился – раны, как и духовные, так и телесные, ни на секунду не дают ему забыть смертельный жар Ородруина, душераздирающие вопли назгулов, пронизывающий до костей взгляд Ока Саурона. Для него нет и не может быть “сказочного” конца. И он уходит, оставляет Шир, своих самых близких, ставших почти родными друзей, для того, чтобы они теперь возводили и строили, пахали и сеяли, женились и наполняли землю всем тем прекрасным, какое только могу сделать. Ибо будущее делается тобой, но не для тебя. Фродо уплывает за Море, сделав свой шаг в бессмертие…
Примечательно, что почти в той же ситуации находился и библейский Моисей, величайший пророк, лицом к лицу разговаривавший с Господом Богом. Совершив подвиг, равного которому не было и нет, выведя свой народ из Египта в Землю Обетованную, он сам в нее не вошел. Не суждено ему это было, ибо и он осознал, пожалуй, первым на земле, всю глубину, величие и трагичность простой истины - будущее делается тобой, но не для тебя. На Земле Израиля нужны были иные вожди, иные герои, не было там место великому Моисею. И он ушел. Его “Морем” стала безымянная гора где-то у Иордана, откуда пророк бросил свой последний взгляд на народ, толпящийся внизу, на Землю Обетованную, на небо над головой… оттуда Моисей шагнул в бессмертие.
Была ли эта библейская аллюзия задумана Толкиеном изначально, или проявилась сама по себе – не знаю, возможно и тот и другой вариант. Но, как бы то ни было, а именно благодаря этим двум составляющим – победе в борьбе с самим Роком и величию трагизма добровольной жертвы, – роман-эпопея, настоящая Песнь с большой буквы, «Властелин Колец» обрел славу, которая не умолкнет никогда, пока на земле еще будет жить хоть один человек!