Forgotten Realms как учебник по истории цивилизаций

Сеттинг TSR под названием "Forgotten Realms" всегда пользовался большой любовью поклонников AD&D. Особенностью данного сеттинга является смесь различных культур и цивилизаций Земли на одной крупной планете. По сути, это единственный официальных сеттинг TSR, в котором предпринята попытка осветить сразу все народы и цивилизации в истории человечества. Прочие сеттинги не ставили перед собой такой обширной задачи. Создатели "Забытых царств" не стремились досконально передать своеобразие культур подлинных народов, но аналогии между нациями "Царств" и историческими культурами провести не сложно. Во-первых, авторы из TSR сохранили терминологию, характерную для той или иной культуры. Например, псевдоегипетским Мульгорандом правит фараон, а воин в изгнании из Кара-Тура (Дальний Восток) именуется ронином. Во-вторых, географические названия и имена людей по мысли авторов должны напоминать названия и имена на определенном языке (так, название "Кара-Тур", по мнению TSR'овского персонала, похоже на японское). В-третьих, реалии общественной жизни, политики и быта "Царств" подталкивают игрока к восклицанию: "Да это же средневековая Венеция (Испания, Золотая Орда, Китай - ненужное зачеркнуть)!"

"Забытые царства" - это не только мешанина культур разных народов, но и жуткий коктейль цивилизаций разных эпох (шумерской, древнеегипетской, древнегреческой, древнекитайской, европейской раннесредневековой, европейской ренессансной, монгольской и т.д.). Насколько этот сплав гармоничен? С моей точки зрения, он, мягко выражаясь, не удался. Но, с другой стороны, практически любой модуль (если это не киберпанк и не "Ночной дозор") можно вписать в рамки Forgotten Realms.

Попробуем провести аналогии между культурами народов "Забытых царств" и реально существовавшими культурами. При построении данного ряда сопоставлений автор статьи пользовался книгами сеттинга AD&D "TSR 1085 FORGOTTEN REALMS Campaign Setting", материалами, доступными на официальном сайте "Wizards of the Coast", net-book'ом "Forgotten Realms Extras v. 1.0" (далее при ссылках упоминается как FRE1) и опирался на собственный игровой опыт в AD&D (мир "Забытых царств").

Замечу, что когда я говорю о "Забытых царствах", я имею в виду все государства и территории планеты Toril, а не только континент Faerun. Поэтому речь пойдет как о сеттинге Forgotten Realms и его расширениях (the Savage North, Vilhon Reach, Damara и т.д.), так и о еще трех "сопутствующих" сеттингах: Kara-Tur, Maztica и Al Qadim (Zakhara).

Ядром "Забытых царств" (по-английски ядро именуется "the Heartlands") являются следующие территории: Cormyr (королевство), Dalelands/Cormanthor (эльфийский лес и мелкие деревни людей), Sembia (олигархическая республика), Moon Sea, the Vast, the Dragoncoast, the Western Heartlands (последние четыре - конгломераты независимых городов). Забавно то, что именно о связи ядра "Царств" с определенными культурами утверждать что-либо сложно. FRE1 привязывает Cormyr к средневековой монархии английского или французского типа. Здесь следует заметить, что один из крупнейших городов этого королевства, Marsember, сконструирован по принципу Венеции или Амстердама (главный порт страны, на островах, много каналов). Найти аналогии в истории для прочих территорий практически невозможно, хотя Sembia лично мне напоминает Венецианскую республику, во главе которой стоял дож.

В "Забытых царствах" при желании можно увидеть и другие культуры европейского средневековья. К примеру, FRE1 подчеркивает сходство земли Damara со структурой Священной Римской империи Германской нации, то есть аморфного центральноевропейского образования. Кстати, сама Damara не сразу стала частью Forgotten Realms, изначально она задумывалась как отдельный сеттинг (сериал "Bloodstone Wars", финальная четвертая часть которого, "Throne of Bloodstone", была выложена "Визардами" для всеобщего доступа).

Олигархическая купеческая республика Amn хоть и напоминает по своей государственной структуре все ту же Венецию или Новгородскую землю, но ее следует отождествлять скорее с Испанией или Португалией эпохи Великих географических открытий. Именно пионерам из Амна принадлежит честь открытия новых земель - the True World of Maztica, которые напоминают государства индейцев: ацтеков, майя, инков, тольтеков и пр. Миру Maztica посвящен отдельный сеттинг. Кстати, FRE1 приписывает к испано-португальской культуре и Baldur's Gate с окрестностями. Честно говоря, я не понял что там такого уж португальского: По сути, с чем следует сопоставлять Amn и Baldur's Gate может вполне сам для себя решить любой читатель: ведь все видели, если и не играли в них, компьютерные "Baldur's Gate" и "Shadows of Amn".

Южнее Амна лежит территория королевства Tethyr, развалившегося в ходе междуусобиц на мелкие княжества. Здесь можно видеть общеевропейские тенденции XII-XIII вв.: и Киевская Русь, и Франция распадались именно так. Больше всего мне нравится вариант отождествления королевства Tethyr со средневековой Италией, где существовала тьма микрогосударств с разным политическим устройством.

Острова Moonshaes, лежащие к западу от континента Faerun, населяют народы, которым присуща культура кельтов. FRE1 также утверждает, что на севере этих островов и на территории Luscan проживают настоящие викинги (которые, по идее, должны конфликтовать с кельтами).

России (и славянам вообще) тоже кое-что перепало от авторов "Забытых царств". Существует к северо-востоку от ядра территория, именуемая Rashemen (вслушайтесь хотя бы в это название!). Правда, дальше названия дела у гейммейкеров не пошли: все остальные географические наименования этой страны лишь для американского слуха могут быть "русскими". Государство Rashemen управляется кланом ведьм (вроде тайного ордена), возможно, имелись в виду бабы-ёги (или -яги?). Посмеемся: FRE1 называет культуру Rashemen не просто русской, а русско-украинской! Недалеко от псевдорусской страны, как и положено, простирается Великий Ледник (the Great Glacier). Населяют его племена, которые мы бы сопоставили с чукчами, а FRE1 сопоставляет их, естественно, с эскимосами.

От европейских культур перейдем к азиатским. Народы пустыни Anauroch, простирающейся между ядром, Севером и Western Heartlands, соответствуют нациям Сахары: бедуинам, туарегам и т.п. Южнее королевства Tethyr располагается восточная деспотия Calimshan, в которой следует видеть что-то арабское. Но необходимо помнить, что арабской, индийской и иранской культурам посвящен отдельный сеттинг - Zakhara (или Al Qadim). Поэтому, наверное, не стоит Calimshan напрямую связывать с арабами. FRE1, правда, в данном случае пишет именно о арабской культуре, а в случае с юго-восточной купеческой республикой Thurmish - о культуре Османской Турции. Однако от арабов и турков взято немного (полигамия в Турмише навряд ли может быть отнесена к чисто турецким особенностям, в чем то олигархическо-теократический Турмиш ближе стоит к индийским кастам, чем к турецким сатрапам).

Три граничащих друг с другом государства к востоку от ядра имеют ясные прототиипы среди древних земных цивилизаций. Mulhorand - отражение Древнего Египта (управляется богом-фараоном), Unther - Месопотамии (управляется жречеством), а Chessenta - Спарты (хотя последнее - весьма спорно, с греческой Спартой Chessent'у сопоставляет FRE1).

Забираясь далее на восток мы дойдем до Туйганской Орды, прообразом для которой послужила, ясное дело, империя Чингисхана. Данная территория описывается расширением "The Horde Campaign Expansion". Как и положено, Орда временами посылает тысячи своих всадников в поход на государства ядра, но ей всегда дают своевременный отпор. Еще дальше на восток начинаются земли, которым посвящен специальный сеттинг - Kara-Tur. Китайскую империю в нем представляет государство Shou-Lung.

Для многих других стран из "Забытых царств" также можно найти прообразы в истории человечества, хотя такие сопоставления менее очевидны. Для некоторых государств аналогий не существует. Как правило, эти государства сою политику и экономику строят с применением изрядного количества волшебства. Такими странами являются Thay, Halruaa, Aglarond, многие мертвые империи (например, известный Netheril). Но в целом страны "Забытых царств" выглядят достаточно реалистично, поэтому читатели сами могут попробовать достроить ряд сопоставлений: страна "Царств" - историческая культура. И последнее. Ни в коем случае не пытайтесь сдавать экзамен по всемирной истории, наигравшись в Forgotten Realms! Название настоящей статьи содержит куда больше иронии, чем истины.